В западноевропейском искусстве в тринадцатом веке возник уникальный художественный стиль, который позволил завершить стадию развития романского художественного направления. Слово «готика» впервые употребил Рафаэль, в его времена оно имело уничижительное значение, обозначало примерно тоже, что и слово «варварский».
Оформляя очередной доклад о строительстве собора Святого Петра, который отправлял итальянский художник Папе римскому, Рафаэль назвал его готическим, желая противопоставить творение римской эстетике. С его легкой руки готическим стало называться в эпоху Ренессанса все, на чем лежала печать средневековья. И уж намного позднее, готический стиль смог преодолеть подобную привязанность и вылиться в отдельное направление. И все потому, что кафедральные соборы, построенные в это время, уж очень отличались от привычных романских церквей. В них присутствовала легкость, воздушность, стремление приблизиться к небесам. Готические соборы парили над городскими улицами, вызывая неподдельный восторг и желание поклониться работе великих архитекторов.
Новая архитектура привнесла очень оригинальные новшества, интересные с технической точки зрения установки и разнообразные элементы. Это и башенные конструкции, и каркасная система возведения стен, и очень оригинальное округлое окно, получившее поэтическое название «готическая роза». Оно заменило стены, заполняя все место между стеновыми опорами, и стало настоящим украшением не только фасада, но и внутреннего декора. Стеклянные витражи занимали все пространство периметра, разноцветные стекла впускали в помещение свет и создавали удивительную игру цвета. Внутренние ниши и многочисленные арки, потолочный свод, покрытый сетью нервюр – воссоздать современный готический дизайн непросто. Такая задача под силу только опытному декоратору.
Что такое гостиная в готическом стиле? Это отнюдь не мрачная строгость. Наоборот, легкость и одухотворенность. Комната превращается в залу средневекового замка, кухня в лабораторию алхимика, а спальня в королевскую опотчевальню. Необходимо провести тонкую ювелирную работу с историко-культурными ассоциациями, чтобы все получилось гармонично и оправдано с точки зрения современного образа жизни.
В результате должен сложиться интеллектуальный и возвышенный интерьер, одухотворенный и очень иррациональный. Как этого добиться? Возвести стрельчатые арки, заменить окна цветными витражами, поставить филенчатые дубовые двери. Стены украсить деревянными панелями или камнем, декорировать их плиточной мозаикой или искусными гобеленами. В готическом интерьере должна появиться высокая мебель – двухстворчатые шкафы, буфеты на высоких ножках и многочисленные сундуки. Стол просто обязан иметь выдвижной ящик и выступающую вперед столешницу, в основании которой есть две торцовые опоры. Вся мебель изготавливается из темного дерева, очень массивна, резьба и кованая фурнитура усиливает этот эффект и помогает создавать готический интерьер.